Агуканье в первые месяцы жизни ребенка

Речь человека, появившаяся в ходе зарождения языка одновременно с переходом к прямохождению и началом использования орудий труда, и на сегодняшний день, когда ведутся небезуспешные исследования по обучению речи обезьян и дельфинов, считается наиболее специфической способностью, процессом, решающую в становлении человека, в зарождении и развитии цивилизации и культуры. Рассмотрим, как развивается речь в первые месяцы жизни ребенка. Гуление младенцев на втором-третье месяце после рождения - это первые звуки связанные с рождением речи. Агуканье состоит из одного-двух фонетически неопределнных и одного-двух гласных звуков, причем собсвенно звуки не являются наиболее значимыми элементами агуканья. Очевидным доказательством этого факта является то, что агукают и глухие от рождения дети, хотя они не слышат издаваемых звуков. (Врожденная глухота приводит к тому, что дети вырастают глухонемыми. Органы речи в этих случаях здоровы, но ребенок, не слышащий человеческой речи, очевидно, и не может научиться говорить, а если это и возможно, то только лишь с применением сурдопедагогических методов. ) Следовательно, на этом этапе агуканье является функциональной игрой, ребенок наслаждается напряжением мускулов, которая сопровождается произведением звуков, не имеющими никакого значения. Исследования психологов показывают, что в течении первых трех месяцев окружение не оказывает сколь-нибудь значительного влияния на количественные характеристики агуканья. Хотя по отдельным наблюдениям, при ласковом, заботливом отношении к ребенку он агукает чаще; со всей определенностью это заметно лишь начиная с третьего месяца. C третьего месяца, когда агуканье преобразуется в другой тип звуков, издаваемых младенцем, в лепет, социальное окружение оказывает уже решающее значение. Окруженные заботой и любовью, ощущающие теплоту родительского отношения к ним, дети лепечут чаще, чем дети их возраста, которым уделяют меньше внимания. Детский лепет весьма разнообразен. Лепечущий ребенок издает и даже звуки, которые не встречаются в данном языке. Среди звуков, совершенно произносимых ребенком, обнаруживаются английский "th" или русский "ы", которые с трудом произносятся чехами, изучающими этот язык. Значение связи с социальным окружением можно подтвердить еще и тем, что между третьим и шестым месяцем процесс лепетания претерпевает характерные изменения, исчезают звуки, не встречающиеся в данном языке, и примерно с шести месяцев ребенок уже начинает произносить звуки, которые он услышит вокруг.

Об авторе

Харченко

permama.ru